25.02.2014

Единое информационное образовательное пространство школы

Итак, статья номер два для habrahabr.ru

Современная школа в процессе работы генерирует много информации. Я бы даже сказал что очень много информации, причем этот  информационный поток имеет разноплановый характер: это и общая официальная информация (в соответствии с законом), это и расписание уроков, звонков, графики питания, электронные дневники, планы мероприятий, публичные отчеты с этих мероприятий, педагогическая информация (работа кафедр, педсоветы), школьная пресса и прочее, и прочее..



Кроме того, еще есть и информация, которая "крутится" вокруг школьных тем - это различные группы и сообщества школьников и их родителей в соцсетях, сетевые сообщества педагогов на специализированных сайтах, и много другое. Это также и информация от "сторонних" источников о школе - как правило от местных СМИ, социальных партнеров и т.д. А ведь есть еще информация на локальных сетевых ресурсах (фото и видеоархивы, коллекции ЦОР, методические материалы педагогов, и чего там еще только нет)

Все вместе это образует довольно мощный информационный поток, быть в курсе которого очень полезно всем участникам образовательно-воспитательного процесса: каждому в меру своего интереса и потребностей.

Вся эта информация ну никак не может быть охвачена школьным сайтом: и в силу технологических ограничений движка сайта, и в силу высокой скорости возникновения источников информации, да и просто незачем все "тащить" на сайт - это и трудоемко, и финансово нецелесообразно (представляете, сколько нужно будет заплатить за хостинг, если собрать все цифровое "барахло" школы в одном месте).

Осознавая все это, я пришел к выводу - нужно уходить от понятия "школьный сайт" и вводить новую сущность - единое информационное образовательное пространство школы. Название длинное, неудобное - я согласен (кстати, если кто-нибудь знает аналоги или готов предложить иное название - поделитесь в комментариях).

Итак, что такое ЕИОП школы? Это совокупность сайтов, сетевых ресурсов и сетевых служб, содержащих информацию о школе, связанных между собой единой точкой входа (стартовой страницей) и горизонтальными ссылками. Также ЕИОП должно обеспечивать наглядный вывод информации из наиболее важных ресурсов школы, а также иметь возможность "выдавать" информацию в ЕИОП верхнего уровня (для примера, в ЕИОП города).

Все эти рассуждения подкреплю описанием того, что уже сделано в МБОУ СОШ №21 города Коврова. Сразу предупреждаю, что не все задуманное реализовано в полной мере, еще не все элементы ( в том числе работа звена субъектов ЕИОП:  педагоги, родители и учащиеся) приняли и начали работать в системе. Но мы работаем, и в этом кстати мне помогают педагоги и родители школы. Кстати. ИИС, описанная в моей предыдущей статье, это и есть один из элементов ЕИОП.



Какие сайты и ресурсы и службы включены в ЕИОП 21-й школы?
  • Основной сайт school21.edukovrov.ru со стартовой страницей ЕИОП. Технологическая платформа - Drupal 7, хостинг Rucenter. Сайт содержит официальную информацию о школе, основную новостную ленту, агрегатор информации с основных ресурсов школы, базу нормативно-правовой информации школы, тематические разделы (их много). Интегрирован с наиболее значимыми социальными сетями (см. ниже) через виджеты и возможность комментировать материалы сайта в соцсетях.
  • WiKi школы, wiki-school21.edukovrov.ru. Технологическая платформа MediaWiKi, хостинг  Rucenter. На вики "прижилась" в основном педагогическая информация (сетевые сообщества, отчеты о педсоветах, материалы работы кафедр), очень хотелось бы туда затащить родительские комитеты школы, но как то пока это идет туго.
  • Службы Google Apps for Education. Они также включены в ЕИОП школы, и использование служб - это всегда актуальная информация по расписаниям занятий, звонков, графиков питания (в поддержании информации в актуальном состоянии участвуют завучи и секретариат, это уже огромный плюс в отличии от ситуации, когда все корректировки ложатся на администратора сайта). Это уже система, работающая в автоматическом режиме, и это реальный шаг вперед. Если вы вспомните ИИС из предыдущей статьи, то вы поймете, как эти элементы системы дополняют друг-друга. 
  • Электронные услуги школы. Это электронный журнал/дневник на платформе 1СХронобус,  также на основе Google Form сделана интернет-приемная директора и HepDesk школы.
  • Социальные сети. Да, я понимаю, что школьникам там не место. Но они там есть, и это нужно использовать. Поэтому школа открыла официальные аккаунты в     twitter.com/School21Kovrov  facebook.com/School21Kovrov  vk.com/club52732457 youtube.com/channel  plus.google.com/communitie  odnoklassniki.ru/group. Вся (подчеркиваю, вся новостная информация) для расширения охвата из school21.edukovrov.ru дублируется в эти социальные сети. Ну что-то типа "..тогда школа придет к вам сама". И еще получилось так, что использование "обратной" информации из соцсетей на стартовой странице ЕИОП оказалось очень удобным: это твиттер лента, канал школы на Youtube и Google Calendar.
  • Сайты госуслуг, которые содержат информацию о школе. Это и bus.gov.ru, zakupki.gov.ru, региональный образовательный портал с электронными дневниками и журналами (у нас во Владимирской области уже третий месяц буквально мучают БАРС, понаделали столько нелепостей, но речь сейчас не об этом).
  • Включение в ЕИОП сторонних образовательных сайтов и сервисов (на примере interneturok.ru - вроде-бы нехитрое дело - разместить ссылки и сайт в iframe, а в итоге оказалось, что десятки учеников регулярно смотрят учебные видеоматериалы с interneturok.ru)   
И вообще, по определению, в ЕИОП включается любой интернет-ресурс, который содержит информацию о школе: от портфолио педагогов, размещенных на педагогических сайтах до видеороликов о коле в местных СМИ.

Итак, основные цели, поставленные при создании ЕИОП:
  • собрать и по возможности структурировать всю информацию, которая генерируется в школе и вокруг школы; 
  • представить информацию для участников образовательно-воспитательного процесса в наиболее доступном виде;
  • обеспечить комфортные условия и низкий входной барьер для размещения информации участниками образовательно-воспитательного процесса. 
Все ли идет гладко? Нет, конечно нет.

Некий (я бы сказал, промежуточный) результат вы можете "в живую" посмотреть и потрогать руками на примере school21.edukovrov.ru. Да, это далеко от идеала, да нужно работать с дизайном и функционалом, все это я признаю. Для всего этого нужно время, его как всегда не хватает. 
Поэтому, если найдутся единомышленники и специалисты, готовые помочь делом - добро пожаловать, давайте объединять усилия.

В конечном итоге хотелось бы получить готовый для развертывания дистрибутив (да хотя-бы на платформе того-же Drupal), который бы предлагал несложный для школьных администраторов инструмент "из коробки" для создания школьной образовательной среды.  

1 комментарий:

  1. Проходим тот же путь. Правда материальная база послабее. Но все проблемы решаем за счёт "облаков".
    Вообще то внедрение ИТ в гимназии начали с системы CRM TeamWox. Без информационной системы управления учреждением образования всё остальное, на мой взгляд, проблематично и носит фрагментарный характер, т.е. дополнительная нагрузка, в первую очередь, на учителя.
    Если есть желание - загляните :).
    https://sites.google.com/a/gym.ladom.net/proekt/home
    или
    http://gymn.lyahovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=2071

    ОтветитьУдалить